Заместитель генерального директора по риск-менеджменту
«Смысл стресс-тестирования — проверить, насколько устойчив НПФ при реализации шоковых сценариев в экономике»
В НПФ «САФМАР» организована многоуровневая система управления рисками, которая ориентирована на повышение эффективности принимаемых управленческих решений и минимизацию рисков Фонда. На постоянной основе действует подразделение по управлению рисками — департамент риск-менеджмента.
Система управления рисками построена с учетом рекомендаций международной консалтинговой компании Oliver Wyman. В процесс управления рисками вовлечены все сотрудники Фонда для своевременного выявления, устранения или минимизации рисков до приемлемого уровня.
Для повышения надежности и сохранности средств пенсионных накоплений и резервов департамент риск-менеджмента устанавливает соответствующие ограничения на инвестиционный портфель Фонда.
Со своей стороны ЦБ регулирует деятельность НПФ и управляющих компаний и осуществляет постоянный надзор за их действиями.
Основная задача стресс-тестирования — проверить, насколько устойчив НПФ при реализации каких-либо негативных, шоковых сценариев в экономике и на финансовом рынке. С начала 2018 года проведение стресс-тестирования является обязательным для всех НПФ. Фонды на регулярной основе проводят испытания на достаточность активов для выполнения обязательств по выплате пенсий застрахованным лицам, вкладчикам и участникам.
Банк России составляет сценарии тестов, изменяя их по мере необходимости. Регулятор закладывает в них критические изменения макроэкономических показателей (например, инфляция и стоимость нефти) и возможное влияние таких факторов на Фонд на горизонте пяти лет.
С 1 июля 2019 года стресс-тестирование считается пройденным, если достаточность активов для исполнения обязательств выявляется не менее чем в 75% проведенных испытаний в каждом сценарии. По состоянию на 31 августа 2019 года НПФ «САФМАР» проходит стресс-тест на уровне 99%, что значительно превышает нормативный порог. Текущий результат достигнут за счет диверсификации состава и структуры инвестиционного портфеля, а также достаточности собственных средств Фонда.
Не ограничиваются. Фонд успешно управляет также операционными рисками (риск бизнес-процессов, риск мошенничества и др.). Например, большинство работающих на рынке НПФ привлекают новых клиентов через различные каналы — банки, страховые компании, салоны сотовой связи или брокеров, агенты которых для заключения договора могут прийти на работу или домой.
До заключения договора потенциальному клиенту должны предварительно разъяснить цель и условия оформления договора, предупредить о возможной потере инвестиционного дохода при досрочном переходе из НПФ/ПФР, и только после его согласия оформить договор об обязательном пенсионном страховании. Если процесс заключения договора нарушен агентом НПФ, риск неправомерного привлечения клиентов по обязательному пенсионному страхованию может реализоваться.
Для выявления и минимизации подобных случаев Фонд разработал и успешно применяет ряд соответствующих мер. По всем поступившим от агентов договорам обязательного пенсионного страхования фонд проверяет соответствие имени и фамилии, даты рождения, паспортные данные и СНИЛС клиента, проводит смс-информирование и телефонный прозвон для подтверждения персональных данных и факта оформления договора.
Есть дополнительные проверки по номерам телефонов застрахованных лиц в плане соответствия региону проживания, переадресации входящих звонков, статусов и сроков активации сим-карты.
До прихода в риск-менеджмент Андрей руководил подразделениями внутреннего контроля и аудита. Является руководителем рабочей группы по риск-менеджменту Ассоциации негосударственных пенсионных фондов.
С отличием окончил Военный университет и участвовал в международных миротворческих операциях.