Почему электронные трудовые книжки надежнее своих бумажных аналогов

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
18 марта 2021

Электронные трудовые книжки введены в России с 1 января 2020 года, мы уже писали об этом в одной из своих статей. В течение всего прошлого года работодатели передавали данные о трудовой деятельности сотрудников в электронном виде в ПФР. Теперь эти сведения хранятся в единой системе в разделе индивидуальных лицевых счетов граждан. В марте 2021 года произошли изменения, благодаря которым электронный вариант трудовой книжки стал более эффективным. Разбираемся, почему.

Что изменилось

С 7 марта 2021 года в силу вступил закон, позволяющий вам обратиться в ПФР для, чтобы в индивидуальный лицевой счет внесли сведения о трудовой деятельности из бумажной трудовой книжки за периоды работы до 1 января 2020 года. Ранее, до принятия закона, в электронную трудовую книжку вносили информацию только с начала 2020 года. Для переноса данных в электронный вид нужно будет обратиться в отделение ПФР с бумажной трудовой книжкой.

Такое нововведение позволит тем людям, которые перешли на электронные трудовые книжки, самостоятельно проверить правильность информации в них. Это может стать актуальным при выходе на пенсию, так как для подтверждения стажа достаточно будет предъявить выписку из цифровой версии книжки. Такое решение освободит от необходимости самостоятельно восстанавливать данные о том, где и сколько человек работал, если вдруг они будут утеряны Пенсионным фондом России. Такие случаи известны. Те, кто на собственном опыте сталкивался с необходимостью восстановления стажа и запросами в архив, подтвердят вам, что дело это энергозатратное. Особенно в случаях ликвидации или реорганизации организации.

Кстати, правильность имеющейся в ПФР информации о вашей работе можно проверить, получив выписку из индивидуального лицевого счета на сайте Госуслуг или ПФР.

Что думают россияне об электронных трудовых

Даже несмотря на очевидные преимущества электронной трудовой книжки, согласно данным опроса ВЦИОМ, 63% россиян не хотят оформлять ее и предпочитают бумажный аналог. Около 30% жителей России, напротив, хотели бы сменить бумажную трудовую книжку на электронную.

Мнения респондентов относительно минусов и плюсов нового формата ведения трудовых записей разделились:

Плюсы электронного формата ведения трудовых записей

ВЦИОМ
Затруднились ответить
30%
Нет преимуществ перед бумажной
24%
Надежность
12%
Удобство
12%
Доступность информации и простота ее получения
10%
Проще восстановить утерянные данные
9%
Меньше бумажной волокиты
5%

Минусы электронного формата трудовых записей

ВЦИОМ
Возможная потеря данных из-за сбоев или взлома системы
34%
Данные могут попасть в руки недоброжелателей
5%
Не доверяют электронным носителям
4%
Бумажный вариант привычнее
4%
Электронный вариант сложнее в использовании
4%

Среди распространенных суждений о форматах трудовых книжек лидирует мнение о необходимости бумажной трудовой книжки для того, чтобы обезопасить данные от сбоя в системе, который может привести к потере данных о трудовом стаже — это мнение разделили 68% опрошенных. Почти 46% россиян высказали опасение, что возможна ситуация, при которой запись в электронную трудовую книжку будет внесена без ведома работника. Как показывают результаты опроса, уровень доверия россиян к электронным форматам хранения данных не слишком высок.

Если вы не успели подать заявление на электронную трудовую книжку до конца 2020 года

Переход на электронную трудовую книжку не является обязанностью — это ваш выбор. Работодатель продолжит вести бумажную версию до тех пор, пока вы не подадите письменное заявление о переводе книжки в электронный формат. Более того, неважно, подали ли вы заявление в прошлом году или нет, работодатели дублировали информацию и в бумажную трудовую книжку, и в ПФР в электронном виде.

Кстати, тем, кто впервые устраивается на работу после 1 января 2021 года, бумажные книжки оформляться не будут.

Где можно получить информацию о трудовой деятельности

При необходимости сведения из электронной трудовой книжки можно получить в виде бумажной выписки, которая имеет юридическую силу. Получить выписку можно:

  • у работодателя по последнему месту работы;
  • в отделении ПФР без привязки к месту жительства;
  • в многофункциональном центре госуслуг;
  • через портал Госуслуг.

Информация о структуре и составе акционеров фонда, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится АО НПФ «САФМАР», соответствует информации, направленной 07.04.2021 в Банк России для размещения на официальном сайте Банка России.

АО НПФ «САФМАР» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов, удобства и безопасности пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

  АО НПФ «САФМАР» является дочерней компанией ООО «ИК «Ленинградское адажио». ИК «Ленинградское адажио» входит в группу компаний «РЕГИОН».

© 2004—2021, АО НПФ «САФМАР», официальный сайт, лицензия Инспекции негосударственных пенсионных фондов Минтруда РФ № 67/2 от 16 апреля 2004 года.