Как пандемия ускорила процесс цифровизации пенсионной отрасли

Пенсионная система
17 февраля 2021

Распространение коронавируса в 2020 году и ограничительные меры по его предотвращению отразились на российском бизнесе. Некоторые отрасли пострадали из-за этого в большей степени, другие вышли в плюс, а третьи, в том числе и пенсионная отрасль, смогли переориентироваться в сложившихся условиях. Тем более что в 2020 году вырос спрос на цифровые ресурсы, что ускорило внедрение ИТ-технологий и изменение бизнес-процессов. Посмотрим, что изменилось в пенсионной сфере.

Дистанционная подача заявления на выплату накопительной пенсии

Главной задачей любого НПФ является выплата пенсий. И буквально полгода назад для ее получения пенсионеру надо было либо лично принести в фонд заявление и стопку документов, либо отправить почтой, при этом все копии необходимо было заверить у нотариуса. Процесс сложный, долгий и затратный, и при этом совершенно не соответствующий требованиям времени и ожиданиям клиентов, «избалованных» дистанционными банковскими сервисами.

В конце прошлого года НПФ «САФМАР» предложил своим клиентам подавать заявление о назначении накопительной пенсии дистанционно — они могут заполнить его онлайн через личный кабинет, а документы подгрузить в виде файлов. Причем если использовать мобильное приложение, то и сканера не нужно — документы можно просто сфотографировать и сразу загрузить в личный кабинет. В конце прошлого года. каждый пятый клиент НПФ «САФМАР» воспользовался возможностью подать заявление дистанционно.

Использование онлайн-сервисов имеет ряд временных преимуществ: более чем в шесть раз сокращается время подачи заявления на накопительную пенсию — на это требуется 12 минут или немного больше, если надо дополнительно обновить персональные данные. Кстати, и это теперь можно сделать онлайн.

ПФР тоже порадовал пенсионеров хорошей новостью: они могут оформить пенсию и социальные выплаты, не выходя из дома. Электронные заявления подаются через личный кабинет Пенсионного фонда и на портале Госуслуги. По большинству из них пенсия с согласия человека назначается полностью дистанционно на основе данных, переданных работодателями в информационную систему ПФР.

Изменение персональных данных онлайн

Клиенты негосударственных пенсионных фондов при изменении персональных данных обязаны проинформировать об этом свой НПФ. Чтобы упростить эту процедуру и оставить долгие бумажные процессы в прошлом, НПФ «САФМАР» внедрил возможность изменить персональные данные через личный кабинет на сайте или в мобильном приложении. Функционал подачи заявления на смену личной информации доступен после прохождения двухфакторной авторизации по номеру телефона. Теперь при помощи личного кабинет можно поменять фамилию, имя и отчество; дату и место рождения (да, да, в жизни всякое бывает!); паспортные данные; адрес регистрации или фактического проживания и контактную информацию.

Новые возможности внесения взносов

Несмотря на то, что уже сегодня клиенты фонда могут воспользоваться электронными сервисами без визита в офис, НПФ «САФМАР» продолжает развивать направление цифровых услуг, подключая новые опции в личном кабинете и мобильных приложениях. Сейчас с помощью дистанционных сервисов клиент может заключить договор негосударственного пенсионного обеспечения, осуществить оплату взноса и настроить регулярные платежи, отследить состояние своего лицевого счета. Помимо существующих способов для пополнения пенсионного счета через собственный личный кабинет и мобильные приложения фонда наши клиенты могут воспользоваться двумя новыми платежными системами.

Так, одним из первых негосударственных пенсионных фондов НПФ «САФМАР» предоставил своим клиентам возможность делать взносы при помощи Системы быстрых платежей по QR-коду. Сервис доступен в личном кабинете на сайте и в мобильных приложениях фонда на платформах Android и iOS. Чтобы сделать взнос на пенсионный счет, клиенту фонда в своем личном кабинете нужно выбрать оплату через Систему быстрых платежей и ввести необходимую сумму. Если клиент использует приложение фонда на смартфоне, то происходит бесшовный переход в личный кабинет его банка в раздел оплаты. Если же он платит через сайт фонда, то на экране компьютера сформируется QR-код, который нужно считать из мобильного приложения своего банка на смартфоне. Банк плательщика также должен состоять в Системе быстрых платежей и поддерживать возможность осуществления клиентами платежей по QR-коду через СБП.

С февраля текущего года клиенты фонда могут вносить средства на счет негосударственного пенсионного обеспечения за себя и своих близких в Сбербанк Онлайн, мобильном приложении банка, а также через устройства самообслуживания. Чтобы внести средства на пенсионный счет, в поисковой строке в разделе «Платежи» достаточно ввести слово «Сафмар» и выбрать НПФ «САФМАР», указать номер договора, сумму перевода и подтвердить финансовую операцию. А еще можно настроить автоплатеж, и нужная сумма будет переводиться на пенсионный счет ежемесячно.

Новые реалии обнажили важность дистанционных и функциональных сервисов и помогли трансформировать пенсионный бизнес. Клиенты могут совершать нужные им операции из любой точки мира, не тратя при этом много времени на них.


Информация о структуре и составе акционеров фонда, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится АО НПФ «САФМАР», соответствует информации, направленной 24.02.2021 в Банк России для размещения на официальном сайте Банка России.

АО НПФ «САФМАР» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов, удобства и безопасности пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

  АО НПФ «САФМАР» входит в холдинг ПАО «САФМАР Финансовые инвестиции». ПАО «САФМАР Финансовые инвестиции» – часть промышленно-финансовой группы «САФМАР».

© 2004—2021, АО НПФ «САФМАР», официальный сайт, лицензия Инспекции негосударственных пенсионных фондов Минтруда РФ № 67/2 от 16 апреля 2004 года.