Клиентам НПФ «САФМАР» — как избежать потери инвестиционного дохода

НПФ «САФМАР» в лицах.
Как работает пенсионный фонд

Мы начинаем знакомить клиентов с тем, как работает НПФ «САФМАР»: как устроены основные бизнес-процессы, с какими вызовами сталкивается фонд, как реагирует на события на финансовом рынке страны. Это истории в лицах – руководители ключевых подразделений рассказывают о том, как фонд инвестирует пенсионные средства, управляет рисками, выплачивает пенсии, взаимодействует с клиентами.
Ирина Алеева
Исполнительный директор по инвестиционной деятельности
«Пенсионные фонды должны постоянно повышать эффективность»
Какую доходность можно ожидать от пенсионных фондов?
Доходность пенсионных фондов – это производное от состояния финансового рынка, как долгового, так и фондового.

На долговой рынок оказывает влияние снижение ставки ЦБ – вслед за ключевой ставкой ЦБ снижаются и доходности на долговом рынке. Поэтому доходность пенсионных фондов в принципе будет снижаться.

Динамика рынка акций в этом году отрицательная – это реакция на непредсказуемые, стремительные события в банковской системе. Этот негатив усугубил давление, под которым фондовый рынок находится уже определенный период времени: влияние санкций, оттока капитала, замедления темпов экономического роста. Динамика фондового рынка отражает состояние реального сектора экономики. Сейчас устойчивого тренда на рост экономики не наблюдается.

В таких условиях страдает и доходность пенсионных инвесторов. Поэтому прогнозы по итогам 2017 года пессимистичны – результат Фонда будет хуже, чем в 2016 году.
Какие задачи у инвестиционного департамента Фонда?
Главная задача инвестиционного департамента – обеспечить максимальный доход для клиентов, не подвергая их чрезмерному риску. На это направлена и новая система регулирования НПФ, и новые подходы к инвестированию, которые Центральный Банк начал внедрять сразу после запуска системы гарантирования накоплений. ЦБ последовательно ужесточает требования к активам, в которые разрешено инвестировать пенсионные накопления: меняются требования по рейтингу эмитентов и облигаций, в портфелях НПФ уменьшается доля банковских активов, доля ипотечных сертификатов участия. Вместе с этим ЦБ разрабатывает и готовит к внедрению систему оценки эффективности пенсионных инвестиций. Чтобы соответствовать новым требованиям ЦБ, пенсионные фонды должны постоянно совершенствовать свои бизнес-процессы, постоянно менять структуру активов, повышать эффективность.

Параллельно с требованиями регулятора НПФ «Сафмар» внедряет и собственные стандарты качества – сейчас мы разрабатываем систему оценки эффективности управляющих компаний, устанавливаем для них некие бенчмарки – ориентиры по доходности.
Повлияла ли ситуация с Бинбанком на пенсионный фонд «САФМАР»?
В портфеле НПФ «САФМАР» есть облигации Бинбанка. Но учитывая, что Бинбанк санирует специальная структура Центробанка – Фонд консолидации банковского сектора, этот эмитент по уровню риска приравнивается к компаниям с госучастием. Поэтому у нас нет оснований ожидать потерь по этим бумагам. Рыночная стоимость этих облигаций уже восстановилась. Других инструментов Бинбанка в портфеле Фонда не было. Средства на депозитах Бинбанка Фонд не держал – у банка не было для этого необходимого уровня рейтинга.
Есть ли у Фонда инвестиционные продукты в рамках негосударственного пенсионного обеспечения для корпоративных клиентов, которые перешли в Фонд в результате реорганизации?
Мы запускали процессы объединения портфелей фондов одновременно с этапами реорганизации НПФ «САФМАР», и еще в 2016 году мы завершили объединение портфелей накоплений и резервов четырех разных фондов – НПФ «САФМАР», «Европейский пенсионный фонд», «Регионфонд», «Образование и наука». За оптимизацией портфелей последовали задачи централизации учета, упорядочение взаимодействия с управляющими компаниями, приведение параметров договоров доверительного управления.

Сейчас Фонд по просьбе клиентов-международных компаний реализует возможность выбора подходящей инвестиционной стратегии. Важно отметить, что при планировании программ НПО мы учитываем вероятность того, что в России может быть введена система индивидуального пенсионного капитала (ИПК), в которую будут вовлечены и работодатели, и работники. С учетом перспективы запуска в России системы ИПК, мы разрабатываем для клиентов, в том числе для международных компаний, привлекательные инвестиционные стратегии корпоративных пенсионных программ.
Марина Мальцевич
Руководитель Контакт-центра
«Сейчас клиенты более осознанно и ответственно подходят к вопросу своих накоплений»
Как фонд информирует своих клиентов о состоянии их счетов с накоплениями?
Клиент может письменно запросить Фонд и мы направим ему выписку о состоянии пенсионного счета по почте. Можно проверить счет самостоятельно – в личном кабинете на сайте Фонда. Для этого достаточно зарегистрироваться на сайте – понадобится номер страхового пенсионного свидетельства СНИЛС, номер мобильного телефона, который вы предоставили Фонду как контактный, и адрес вашей электронной почты. Для наших клиентов, которые получили доступ в личный кабинет еще до реорганизации НПФ «САФМАР», вход в личный кабинет осуществляется по ранее полученным логинам и паролям.
Сколько обращений от клиентов обычно поступает в Фонд и какие вопросы их интересуют?
В среднем это 18-20 тысяч обращений в месяц. Самые распространенные вопросы – назначение пенсии, вопросы, связанные с правопреемством – проще говоря, с наследованием накоплений. Много обращений за консультацией по личному кабинету: спрашивают, как читать выписку; почему информация о счете, размещенная на сайте госуслуг, не совпадает с информацией в личном кабинете Фонда.
А почему не совпадает?
Обычно расхождения связаны с более поздним обновлением информации на портале госуслуг – клиенты не видят инвестиционный доход, заработанный текущим страховщиком за последний год.
Поменялся ли социологический портрет клиента НПФ за 15 лет, которые вы работаете в пенсионной отрасли?
Клиенты безусловно меняются – сейчас они более информированы, более заинтересованы в формировании накопительной пенсии. Раньше молодые клиенты – 25-30-летние – относились к формированию пенсионных накоплений довольно легкомысленно, типичная реакция от них была такая: «А зачем мне это надо? Мне еще далеко до пенсии». Сейчас молодые клиенты более осознанно и ответственно подходят к вопросу своих накоплений. Отношение поменялось - они понимают, что это их деньги, их будущий доход в старости.

Меняется и облик современного клиента-пенсионера. Все больше наших пенсионеров пользуются современными банковскими технологиями. Лет десять назад большинство клиентов при назначении им пенсии просило, чтобы Фонд перечислял им пенсии на сберкнижку. Сейчас практически все выбирают выплату пенсий на банковские карты, сберкнижки ушли в прошлое. Многие пенсионеры пользуются интернет-банкингом, и для них уже не представляет сложности предоставить в фонд реквизиты своего банка.

Андрей Константинов
Заместитель генерального директора по риск-менеджменту
«Смысл стресс-тестирования – проверить, насколько устойчив НПФ при реализации шоковых сценариев в экономике»
Как Фонд управляет возможными рисками?
В НПФ «САФМАР» организована система управления рисками, которая ориентирована на повышение эффективности принимаемых управленческих решений. Сформировано подразделение по управлению рисками - департамент риск-менеджмента, утверждены политики, положения и методики по управлению отдельными видами рисками. Организация процесса управления рисками построена таким образом, чтобы риски в деятельности Фонда своевременно могли быть выявлены и устранены либо минимизированы до приемлемого для Фонда уровня.

Департамент риск-менеджмента ограничивает риски инвестиционного портфеля, устанавливая лимиты на эмитентов по видам инструментов, показатели ликвидности портфеля и другие ограничения, цель которых - повысить надежность и диверсификацию наших инвестиций.

Со своей стороны ЦБ регулирует деятельность НПФ и управляющих компаний и осуществляет постоянный надзор за их действиями.
Что такое стресс-тестирование для НПФ? К каким стрессам должна быть готова пенсионная отрасль?
НПФ «САФМАР» является участником пилотных проектов по стресс-тестированию, которые проводит ЦБ. Основная задача стресс-тестирования – проверить, насколько устойчив НПФ при реализации каких-либо негативных, шоковых сценариев в экономике и на финансовом рынке. В настоящее время ЦБ совместно с пенсионной индустрией тестирует предлагаемые ЦБ негативные сценарии и непосредственно методику проведения стресс-тестирования устойчивости НПФ. С начала 2018 года проведение стресс-тестирования НПФ станет обязательным для всего пенсионного рынка.
Использует ли Фонд в своей деятельности международный опыт?
Да, Фонд использует международный опыт и сотрудничает с международными консалтинговыми компаниями. Например, для улучшения системы управления рисками Фонд сотрудничает с компанией Oliver Wyman - одним из ведущих профессиональных консультантов. В финансовом секторе Oliver Wyman консультирует банки и компании, государственные органы и органы регулирования. Непосредственно для НПФ «САФМАР» консультанты разработали концепцию улучшения системы управления рисками, которая внедряется Фондом. Дополнительно Oliver Wyman проводит анализ результатов внедрения предложенной ими концепции. Данный подход позволяет Фонду не только соответствовать требованиям регулятора, но и применять лучшие международные практики в области управления рисками.
Как события на банковском рынке, санации крупных банков из топ-20, повлияли на негосударственные пенсионные фонды?
В настоящее время ЦБ проводит довольно взвешенную политику регулирования финансового рынка. Регулятору удается купировать проблемы банковского сектора и не допускать дальнейшего ухудшения ситуации для других участников финансового рынка. С этой точки зрения очень позитивно, что банки, попавшие на санацию в новую структуру ЦБ - Фонд консолидации банковского сектора, продолжают работать в обычном режиме для своих клиентов.

Пенсионные фонды последние годы последовательно снижали риски, связанные с банковским сектором, и следовали политике, направленной на диверсификацию и сокращение значительных концентраций в инвестиционном портфеле НПФ, в том числе и банковских активов.
Наталия Фадеева
Директор Департамента персонифицированного учета
«Главная задача пенсионного фонда – выплата пенсий»
Сколько клиентов сейчас получают пенсию в НПФ «САФМАР»?
Главная задача пенсионного фонда – выплата пенсий. Число клиентов, получающих различные выплаты из НПФ «САФМАР», превышает 10 тысяч человек.

Учитывая, что с каждым годом все больше человек, у которых формировались накопления, выходят на пенсию (сейчас это в основном «досрочники»), объемы выплат увеличиваются.

За первую половину 2017 года НПФ «САФМАР» выплатил своим клиентам более 380 млн рублей пенсий, что на 10% больше, чем за весь прошлый год. В том числе 175 млн рублей – это выплаты в рамках обязательного пенсионного страхования. И более 200 млн рублей составили выплаты негосударственных пенсий.

Вторая категория – это выплаты накоплений правопреемникам умерших клиентов.

По закону, если клиент, который формировал в НПФ накопительную пенсию, умирает до выхода на пенсию, его накопления могут получить правопреемники. Это либо правопреемники по договору (заявлению), если при жизни застрахованное лицо указало их, соответственно, в договоре или заявлении. Если они не были указаны, то круг лиц, являющихся правопреемниками, определяется в соответствии с законодательством РФ.

В первом полугодии 2017 года Фонд выплатил правопреемникам почти 120 млн рублей.
НПФ «САФМАР» сотрудничает с госкорпорацией «Агентство по страхованию вкладов». Какую работу выполняет фонд в рамках этого партнерства?
НПФ «САФМАР» был выбран Агентством по страхованию вкладов как уполномоченный НПФ по выплатам пожизненных негосударственных пенсий клиентам ряда других фондов, у которых была отозвана лицензия. Мы уведомили всех этих клиентов о том, что им следует подписать с НПФ «САФМАР» соглашения о выплате – это можно сделать лично в Фонде или направить нам подписанное со своей стороны соглашение по почте. После подписания соглашений мы выплачиваем им задолженность, которая образовалась после отзыва лицензии у их фонда, и начинаем регулярную выплату пенсий.

Как правило, АСВ передает нам средства на выплаты траншами, и в такой же пропорции мы осуществляем выплаты, то есть мы выплачиваем не сразу 100% пенсий и задолженности, а по мере поступления к нам средств из АСВ.

Хотя в случае с «Первым Национальным фондом» АСВ передал сразу 100% средств для выплаты пенсий. Поэтому участникам «Первого национального фонда» полностью будет погашена вся задолженность, которая образовалась перед ними после отзыва лицензии у их фонда, и дальше «САФМАР» возобновит регулярную выплату пенсий.
Какие стимулы действуют сейчас для граждан и компаний, формирующих в НПФ негосударственные пенсии?
Все клиенты-физлица, формирующие в НПФ негосударственную пенсию, имеют право на социальный налоговый вычет. Это возврат части ранее уплаченного подоходного налога. Максимальная сумма взносов, с которых можно получить вычет – 120 000 руб. в год. В этом случае клиенту вернется 13% - то есть 15 600 рублей. Чтобы получить вычет, потребуется предоставить в налоговую инспекцию пакет документов: в том числе справку 2-НДФЛ, налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, копии паспорта и ИНН, а также копии договора с НПФ и платежных документов, подтверждающих уплату взноса.

Клиенты-юрлица в зависимости от условий договоров также имеют право на налоговые льготы. Например, работодатель может уменьшить свою базу по налогу на прибыль, отнеся на себестоимость расходы на финансирование корпоративных пенсионных программ в пределах 12% от годового фонда оплаты труда.