Клиентам НПФ «САФМАР» — как избежать потери инвестиционного дохода

Пенсионная отрасль в СМИ

«Ведомости»: НПФ готовятся к наплыву пенсионеров в 2022 году

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) просят чиновников наладить электронный документооборот с Пенсионным фондом России (ПФР) через системы межведомственного электронного взаимодействия. В июле Ассоциация НПФ (АНПФ) отправила такое письмо в Центробанк, Минтруд, ПФР и Минсвязи ("Ведомости" ознакомились с документом) с предложением организовать обмен информацией.

НПФ может назначить гражданину пенсию только после получения из ПФР справки о том, что этому человеку уже назначена пенсия от государства, напоминает АНПФ. Эту справку выдает отделение ПФР по месту прописки в течение 15 рабочих дней с момента поступления запроса. В результате НПФ, который обязан назначить пожизненную выплату в течение 30 календарных дней или единовременную выплату в течение 10 дней, сдвигает сроки и рискует получить предписание ЦБ. "За 2016 г. в НПФ за получением накопительной части пенсии обратилось около 400 000 человек. С 2022 г. их количество как минимум утроится", - полагает гендиректор консалтинговой компании "Пенсионный партнер" Сергей Околеснов. По его словам, сегодня НПФ общается с ПФР в основном на бумаге - почти вся корреспонденция отправляется "Почтой России", что неудобно и ненадежно. При этом, подтверждает Околеснов, установленные законом сроки несложно нарушить, если ПФР не направляет ответ оперативно. "Все НПФ периодически испытывают проблему с выдержкой этих сроков и могут получить от ЦБ предписание, а за неоднократное нарушение рискуют потерять лицензию", - объясняет Околеснов.

Лоббистов готов поддержать ЦБ ("Ведомости" изучили ответ регулятора АНПФ), который отметил, что это "будет способствовать снижению затрат как НПФ, так и ПФР". Представитель Минтруда также подтвердил получение письма, отметив, что ПФР и фонды уже используют электронный документооборот, но для дальнейшего совершенствования должно подключиться Минсвязи. Однако там на запрос не ответили.

Сегодня НПФ могут взаимодействовать с ПФР онлайн, используя специальное программное обеспечение, по защищенному каналу связи, объясняет инициатор письма - начальник отдела финансового мониторинга НПФ "Лукойл-гарант" Иракли Зухубая. Однако у каждого отделения ПФР свои требования к формату взаимодействия, нет единой базы данных. "В любом случае мы вручную формируем документ с запросом, загружаем его в систему и в ответ ждем такую же бумажку", - сетует Зухубая. По его подсчету, сегодня НПФ "Лукойл-гарант" запрашивает в ПФР подобные справки около 100 000 раз в год, при том что у фонда довольно молодые клиенты. В 2021 г., когда за накопительной пенсией будет обращаться больше людей, ПФР станет получать от фондов около 2 млн запросов, проблема станет острее.

У ПФР уже есть необходимые электронные сервисы - к дополнительным затратам это не приведет. Представитель ПФР указал, что там также намерены совместно разрабатывать технологию. Для фонда, по подсчетам Зухубая, подключение к подобной системе обойдется максимум в 200 000 руб.

Затраты будут незначительны, объясняет исполнительный директор АНПФ Алексей Денисов: "Главное - сроки получения информации сократятся до нескольких минут". Это позволит автоматизировать процесс, ускорит процедуру назначения накопительной пенсии в НПФ, поддерживает исполнительный директор НПФ "Сафмар" Евгений Якушев. Технология в разы ускорит взаимодействие фондов с ПФР, согласны представители НПФ "Газфонд пенсионные накопления" и " ВТБ пенсионный фонд".

Автор - Холявко Анна

Источник: http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/08/08/728411-npf-gotovyatsya