Как избежать потерь при смене пенсионного фонда

СМИ о Фонде

Песнь пенсий. Интервью главы аналитической службы фонда журналу "Автомобильные дороги"

Тема пенсий в нашей стране уже давно является для простых трудящихся столь же волнующей - ведь речь идет о том, на что и как они будут жить, закончив свой трудовой путь, - сколь и загадочной. Ведь редкий год не обходится без каких-либо новшеств в системе пенсионного обеспечения жителей России, суть, задачи и логика которых для неподготовленного человека зачастую остаются непонятными.

Наш журнал решил помочь своим читателям сориентироваться в этих пенсионных лабиринтах. Мы хотим, чтобы читатели уже сегодня смогли определить в них такое направление движения, чтобы потом, по окончании работы, не пришлось сожалеть о том, что выбор в свое время либо был сделан неправильно, либо и вовсе не был сделан, хотя выбирать все-таки было надо. Сегодня нашим проводником в мире пенсионных загадок стал начальник управления анализа пенсионного рынка негосударственного пенсионного фонда "САФМАР" Евгений Биезбрадис.

- Евгений, первый вопрос хотелось бы задать вам с учетом трудовой специфики дорожной отрасли. Дело в том, что для тех, кто работает в ней, очень важно, в каком возрасте по закону в нашей стране люди теперь будут уходить на пенсию. Ведь одно дело - доработать до пенсионного возраста, будучи менеджером в офисе, и другое - асфальтоукладчиком или оператором дорожного катка. Поэтому дорожникам важно было бы знать: что будет, если к тому моменту, когда они уже не смогут ударно класть асфальт, формальный срок выхода на пенсию для них еще не наступит? В каком возрасте в России действительно наступает утрата трудоспособности?

- Как ни странно, точный возраст - когда человек утрачивает трудоспособность - определить сложно. Пенсионный возраст по "старому стилю", 60 лет для мужчин и 55 для женщин, действовавший до 2019 года, был установлен вместе с требованиями по трудовому стажу еще в 1932 году. Правда, тогда минимальный стаж в зависимости от пола работника и сферы занятости составлял 15-25 лет. Так как в те времена на пенсионный возраст смотрели как на период вероятного наступления инвалидности, то и определен он был с учетом статистики медицинских учреждений. Сегодня из-за изменения структуры занятости, развития медицины и совершенствования условий труда пенсионная парадигма несколько изменилась. Но новых масштабных статистических оценок потери трудоспособности россиян так и не провели - это основной довод противников произошедшего повышения пенсионного возраста.

- Евгений, теперь хочу задать вам более обобщенный, но от этого не менее актуальный вопрос. Какие иные источники компенсации дефицита бюджета пенсионного фонда, кроме повышения пенсионного возраста, имеет смысл изучить правительству?

- Изменение пенсионного возраста, как и повышение требований к страховому стажу, который в 2015-2024 годах вырастет с прежних 5 лет до 15, - это, на самом деле, пусть масштабные, но все же параметрические изменения. Отмечу, что правительство не может решить такой важный вопрос, как вывод 40% рынка труда из теневой занятости. Кстати, официально признается в два раза меньшая величина. Участники этого сегмента не платят взносы в пенсионные фонды. В результате страдают нынешние пенсионеры, которые работали преимущественно еще в советские годы, а также будущие - ведь их пенсия будет рассчитываться из официально учтенных пенсионных прав. Реалии таковы, что согласно социологическим опросам большинство не верит в пенсионную систему и не хочет (иногда, правда, и не может себе позволить) отчислять взносы, но все же рассчитывает на достойную пенсию. В то же время средняя страховая пенсия сейчас составляет порядка 15 тысяч рублей, а социальная (для не накопивших необходимых пенсионных прав) - на уровне 9 тысяч рублей в месяц.

- Если уж зашла речь о теневом секторе, то, как вы считаете, возможно ли сократить дефицит бюджета пенсионного фонда за счет самозанятых и трудовых мигрантов?

- Несмотря на заявления и отдельные попытки обелить сектор малого предпринимательства, взносы со стороны индивидуальных предпринимателей, самозанятых и трудовых мигрантов весьма незначительны. Даже работая официально, ИП и самозанятые обычно пользуются упрощенным налогообложением и льготами, в связи с чем уплачивают минимальные взносы. К ним согласно статье № 427 Налогового кодекса относятся организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся строительством инженерных сооружений, специальными строительными работами, а также техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств. Попытка несколько лет назад повысить размер взносов с малых предпринимателей провалилась. Вряд ли в ближайшем будущем ее повторят. При этом Минэкономразвития планирует замещать убыль занятых в экономике (сегодня их насчитывается 72 миллиона) иностранцами, прежде всего из числа зарубежных соотечественников, квалифицированных специалистов и молодежи.

- Сколько работающих необходимо на одного пенсионера для обеспечения сбалансированности пенсионного фонда?

- Достаточно и соотношения один к одному. При этом работающие должны получать столько, чтобы из их доходов могли выделяться средства выплат 38 млн пенсионеров, получающим страховые пенсии (15 тысяч рублей в месяц). Сегодня на эти цели тратится порядка 7 трлн рублей, что финансируется страховыми взносами работодателей и трансфертом из госбюджета в пропорции 60/40%. Еще 5-6 млн пенсионеров получают выплаты по другим основаниям (по выслуге лет, социальные пенсии и т.д.): их госбюджет финансирует напрямую. Можно согласиться, что это "нищенские" пенсии, а достойные, скажем, в два раза больше. Но, чтобы их получать, объем взносов также нужно увеличивать. А брать средства можно либо из госбюджета, либо повышая тариф взносов - к чему ни правительство, ни работодатели не готовы. Грубо говоря, альтернатива печальная: ужесточать требования к выплатам, что уже реализуется, либо где-то найти и официально трудоустроить дополнительно около 30 млн работников.

- Можно ли сказать, что в России есть обеспеченная ресурсами и просчитанная программа переподготовки людей предпенсионного возраста?

- На конкурентном московском рынке труда это пока заметить трудно. Но в регионах, в условиях уже давно возникшего дефицита высококвалифицированных специалистов рабочих профессий, такие программы вполне могут быть успешно реализованы. Рост популярности курсов повышения квалификации и получения второго или последующего образования - устойчивый тренд последних лет.

- Как можно оценить политику государства относительно инвестиций с использованием средств пенсионных фондов, в том числе негосударственных?

- Политика регулятора в части контроля за инвестициями в последние годы весьма жесткая: ужесточены лимиты по инвестициям в банковские и связанные активы; введены регулярные стресс-тестирования (проверка возможности выполнения обязательств перед клиентами в случае кризисных ситуаций, к примеру, при обесценении нефти); установлена фидуциарная ответственность за необоснованные инвестиции, проведена реформа аудиторов, актуариев, рейтинговых агентств, что в совокупности привело к улучшению качества инвестпортфелей и выбытию оказавшихся неготовыми к этому игроков пенсионного рынка.

- Каков прогноз экономии федерального бюджета при долгосрочном применении предлагаемой пенсионной модели?

- Складывается впечатление, что анонсированное ежегодное повышение страховой пенсий на одну тысячу рублей - это максимум, что смогло "выжать" правительство исходя из текущей конфигурации государственной обязательной пенсионной системы. Ситуация не меняется с 1995 года, когда было принято постановление правительства № 790 о мерах по реализации концепции реформы пенсионного обеспечения. И в 1994 году, и сейчас коэффициент замещения пенсией утраченного заработка составляет примерно 34%. Этот показатель больше у малодоходного населения и сильно меньше у лиц со средними и большими заработками. Такая ситуация все больше заставляет россиян отказываться от патерналистского поведения и в большей степени, чем прежде, планировать свое пенсионное будущее. Особенно это касается единственных в семье кормильцев и работников с заработками выше среднего.

- Что можно сказать об успешных практиках работы негосударственных ПФ? Какие сегодня для них наиболее успешные и интересные сферы вложения средств?

- В результате регуляторных изменений в настоящее время большинство НПФ сконцентрировано на консервативных инвестициях - в госбумаги и облигации с самыми высокими рейтингами. В акции инвестируется мало. Из сектора недвижимости практически ушли. Доля депозитов тоже снижается. Все больше разговоров про альтернативные инвестиции в инфраструктуру, но пока такие проекты могут позволить себе лишь единицы, т.к. аппетит к риску минимален. Несмотря на это, многим фондам по-прежнему удается обеспечивать неплохую доходность - на уровне инфляции или в условиях ее текущих низких значений - даже выше.

Это важно знать!

Пенсионный возраст "по старому стилю" сохраняется у большинства россиян, имеющих право на досрочную пенсию. В частности, это касается:

• трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин - женщин;

• водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах - мужчин и женщин.

По списку № 2, в котором содержится перечень производств с опасными условиями труда, в т.ч. на транспорте, досрочная пенсия положена мужчинам в 55 лет (стаж страховой - 25 лет, стаж по вредности - 12,5 года), а женщинам - в 50 лет (страховой стаж - 20 лет, стаж по вредности - 10 лет). Таким образом, согласно новому закону о пенсионном возрасте условия льготной пенсии по вредности не изменены. Кроме того, на 2 года раньше нового пенсионного возраста смогут выходить на пенсию женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет либо предпенсионеры при отсутствии возможности трудоустроиться.