Авторская колонка в газете «Ведомости»: Реформу пенсионных накоплений может спасти софинансирование

Правительство и Центробанк предлагают запустить новую пенсионную систему. Единственный известный на сегодня факт — она будет полностью добровольной, автоматического включения граждан не предусматривается. «Основное [в законопроекте] будет — отказ от любых средств принуждения граждан к вступлению в систему», — сказал замминистра финансов Алексей Моисеев на мероприятии Мосбиржи.

Ранее, еще при анонсировании системы ИПК, мы проводили подсчеты: при автоподписке в ней в первые годы участвовало бы около 10 млн человек — работники средних и крупных предприятий. А при отказе от автоподписки в систему ИПК будет вовлечено не более 1 млн человек.

Между тем есть один ход, который позволит соблюсти принцип добровольности и одновременно в разы увеличить число участников новой системы. Это софинансирование пенсии.

Результаты софинансирования

В России с октября 2008 г. работает программа государственного софинансирования пенсионных накоплений за счет средств фонда национального благосостояния. Но сейчас она уже закрыта для вступления. Однако статистики собрано достаточно, чтобы проанализировать результаты программы и сделать выводы.

При запуске правительство взяло на себя обязательство удваивать каждый добровольно уплаченный взнос — правда, с ограничением: не менее 2000 и не более 12 000 руб. в год. Взносы лиц пенсионного возраста, отложивших выход на пенсию, увеличивались при этом в 5 раз (до 60 000 руб., включая взнос самого участника). Плательщики также получили право на социальный налоговый вычет с лимитом возврата до 15 600 руб. в год и учет дополнительных расходов софинансирования со стороны работодателя для сокращения налога на прибыль. Софинансирование добровольных взносов каждого участника прекращается через 10 лет после первого платежа.

В итоге в программу вступило 15,9 млн человек — каждый пятый обладатель накопительного пенсионного счета. Но реальными участниками — теми, кто сделал первый взнос, — стали 2,5 млн человек, то есть менее 16% от всех подавших заявления.

Всего по итогам 10 лет реализации программы люди добровольно отложили на будущую пенсию 61,2 млрд руб. Правительство добавило 59,6 млрд руб., а еще 1 млрд руб. — работодатели, что в совокупности составило 121,8 млрд руб., из которых 1,01 млрд руб. уже выплачен в виде срочных и единовременных выплат. Средний взнос плательщиков за всю историю оценивается в 23 500 руб. Исходя из весьма консервативных прогнозов Пенсионного фонда России (ПФР) на 2019–2022 гг., можно оценить, что к моменту завершения программы в 2026 г. общий объем поступивших взносов достигнет 163 млрд руб.

При запуске программы число ее активных участников и уплаченные дополнительные страховые взносы росли. Но в последние годы оба показателя неизменно сокращаются. Почему так происходит?

Безусловно, важную роль играют естественные демографические процессы. Но не меньшую — то, что популяризацией софинансирования активно никто не занимается: ни ПФР, ни негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Отсутствие интереса со стороны пенсионных провайдеров связано с бюрократическим несовершенством программы. Информация о взносах поступает в фонды в период до семи месяцев с даты уплаты. Без консультации со стороны ПФР или НПФ легко допустить ошибки при перечислении: средства необходимо уплатить в бюджет регионального отдела ПФР (по месту жительства), а потом предоставить подтверждающие платежи документы (к счастью, с недавних пор достаточно электронного документа).

Создать интерес

Если же учесть и убрать недостатки существующей госпрограммы и внедрить в дополнение к добровольности еще и принцип софинансирования вкупе с повышением предела по налоговому вычету, то можно существенно увеличить вовлеченность граждан. Для этого, разумеется, потребуется дополнительная серьезная поддержка в СМИ, на телевидении и в социальных сетях, взаимодействие с работодателями — люди должны знать, что они получат в дополнение к тому, что будут откладывать сами. Варианты совместного финансирования будущей пенсии не обязательно устанавливать в соотношении 50 на 50. Более того, ставка государства может быть плавающей: чем больше человек откладывает на старость, тем больше государство предоставляет ему дополнительных средств. Хорошо бы не забыть и звучавшие при обсуждении ИПК опции досрочного использования пенсионных сбережений. Это детали, которые можно обсуждать с участниками рынка при принятии основного решения — включения принципа софинансирования в новую пенсионную систему.

В последнее время высказывались инициативы по возрождению программы. Так, аудитор Счетной палаты Светлана Орлова в июле заявила, что нужно восстановить право на вступление в программу софинансирования и продлить ее. До этого одна из саморегулируемых организаций НПФ (НАПФ) предложила реформировать обязательное пенсионное страхование — обязать работника платить 2%, работодателя — еще 2% и добавлять от правительства 1%. По подобному принципу с 1 января запущена обязательная накопительная система в Грузии.

Надеемся, что разработчики следующего пенсионного законопроекта, который будет вот-вот представлен общественности, учтут опыт нескольких лет и пожелания участников рынка и рассмотрят вопросы реальных материальных стимулов в новом варианте добровольного пенсионного обеспечения россиян. Это будет точный и грамотный ход с точки зрения имиджа власти, поддержки пенсионной отрасли и развития внутреннего финансового рынка, влияющего на стоимость займов.

Источник — газета Ведомости


Сведения о структуре и составе акционеров, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится АО НПФ «САФМАР».

АО НПФ «САФМАР» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов, удобства и безопасности пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

  НПФ «САФМАР» входит в холдинг ПАО «САФМАР Финансовые инвестиции». ПАО «САФМАР Финансовые инвестиции» – часть промышленно-финансовой группы «САФМАР».

© 2004—2020, АО НПФ «САФМАР», официальный сайт, лицензия Инспекции негосударственных пенсионных фондов Минтруда РФ № 67/2 от 16 апреля 2004 г.